Европротокол при ДТП: что делать после его составления и куда обращаться? Осаго без гибдд. инструкция по оформлению дтп по «европротоколу Европротокол извещение о дтп

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.


Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Правила оформления европротокола при ДТП в 2019 году определены законодательством в сфере страхования. В статье мы подробно расскажем о них. Документ оформляется без участия сотрудников ДПС в том случае, если нет пострадавших, а сумма ущерба не больше 100 тысяч рублей (400 тысяч рублей в некоторых случаях).

Когда водители могут не вызывать сотрудников ДПС

Правила оформления ДТП без вызова сотрудников полиции определены ст. 11.1 ФЗ «Об обязательном...» от 25.04.2002 № 40-ФЗ. Оформить ДТП могут сами водители без участия полицейских, но только при совокупности следующих условий:

  • в столкновении участвовали две машины;
  • вред причинен только транспортным средствам (нет пострадавших граждан);
  • на оба ТС оформлены полисы ОСАГО;
  • причиненный вред не превышает 100 тысяч рублей (в некоторых случаях, о которых мы расскажем ниже, 400 тысяч рублей);
  • между водителями — участниками ДТП нет разногласий относительно виновного в столкновении, перечня и характера повреждений.

При выполнении этих условий водители заполняют бланк извещения (европротокол при ДТП) — приложение 5 к положению ЦБ РФ от 19.09.2014 № 431-П.

Для справки: бланки выдаются вместе с полисами ОСАГО (извещение о ДТП синего цвета).

Предел суммы возмещения

При оформлении ДТП по европротоколу как факт дорожно-транспортного происшествия, так и координаты автомобилей могут быть зафиксированы средствами фиксации системы ГЛОНАСС, а также фото- и видеоустройствами, подключенными к единой системе страховщиков, фотографирующими положение автомобилей в момент аварии.

С 1 октября 2019 года, согласно п. 6 ст. 11.1 ФЗ № 40, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и его обстоятельства зафиксированы при помощи перечисленных устройств, максимальная сумма возмещения без вызова сотрудников ДПС будет равна 400 тысяч рублей.

Во всех прочих случаях максимальный предел возмещения — 100 тысяч рублей.

Как оформить европротокол при ДТП в 2019 году - правила

Европротокол при ДТП-2019 состоит из двух частей — основного и напечатанного на обороте дополнительного листа. Протокол заполняется в двух экземплярах, по одному на каждого из участников ДТП.

Заполнение европротокола при ДТП (основной части) производится любым из водителей, чаще всего это делает пострадавшая сторона, ведь именно она заинтересована в бесплатном ремонте автомобиля по страховке. Писать в протоколе необходимо четким и разборчивым почерком либо печатными буквами, шариковой ручкой синего либо черного цвета.

Виновный водитель заполняет крайнюю правую колонку, поскольку каждая из колонок должна заполняться тем водителем, чьи данные в ней содержатся.

Ошибки допускать нежелательно. Однако если это случилось, неправильно написанное следует зачеркнуть и указать правильную отметку, цифру (слово и т. д.). Правильность исправления подтверждается подписями обоих участников аварии.

Заполняем основной лист

Вначале требуется указать все необходимые данные о ДТП (пункты 1-8). В пункте 1 указывается адрес дома, рядом с которым произошло столкновение. Если ДТП произошло за городом, достаточно указать, на каком километре, и название шоссе.

В пункте 7 отмечаются свидетели (при наличии). Как правило, достаточно двоих. Вписываются инициалы и адреса проживания свидетелей.

В пунктах 2-6 и 8 указывается следующая информация:

  • время ДТП;
  • количество участвовавших в нем машин и людей.

Заполняем колонки протокола

Далее в протоколе следуют три колонки. В крайней левой в соответствующих квадратах и строках пунктов 9-12 указываются все данные о пострадавшем автомобиле и его владельце. Данные подтверждаются подписью водителя пострадавшей машины (ТС «А»).

В крайней правой колонке аналогичные данные указываются по автомобилю (ТС «В») виновника ДТП и его водителю. Они также подтверждаются подписью.

В пункте 13 каждой из колонок стрелкой нужно указать место, куда пришелся удар при столкновении.

В пункте 14 каждой из колонок указываются повреждения, полученные автомобилем. Например, помят передний бампер, содрана краска на переднем левом крыле, разбит передний левый указатель поворота.

В пункте 15 фиксируется, кто из водителей виновен в ДТП. То есть виновный указывает на то, что ДТП совершено по его вине.

В средней колонке (пункт 16 протокола) нужно выбрать ситуацию, которая соответствует случившемуся ДТП, и поставить отметку в нужный квадратик, как со стороны автомобиля «А», так и со стороны автомобиля «В». При этом варианты для каждого из участвовавших автомобилей могут быть разными, или их может быть несколько.

Не знаете свои права?

Ознакомьтесь с образцом заполнения европротокола при ДТП 2019 года:

Составляем схему ДТП в европротоколе

В пункте 17 основного листа протокола нужно от руки нарисовать схему ДТП по правилам, указанным под ней. Заполняющий схему водитель отображает:

  • Проезжая часть улицы, где произошло ДТП, их названия.
  • Данные о дорожной разметке, знаках, светофорах.
  • Направление движения столкнувшихся автомобилей.
  • Местоположение машин в момент столкновения и конечной остановки. Машины рисуются в виде обычных прямоугольников. Для понимания схемы необходимо прямоугольники обозначить буквами «А» и «В» в точном соответствии с ранее заполненным протоколом.

В пункте 18 протокола оба участника ДТП ставят подписи, подтверждающие правильность схемы, и галочку в пункте об отсутствии разногласий.

Заполняем данные об обстоятельствах ДТП

На втором листе протокола в пункте 1 в квадрате ставится отметка напротив того автомобиля, со стороны которого будут описаны обстоятельства ДТП.

В пункте 2 кратко и четко указываются обстоятельства ДТП. Например, столкновение со стороны пострадавшего можно описать так:

Автомобиль «А» под моим управлением (Ф.И.О.) двигался по улице Южной в сторону бульвара Победы. Возле дома № 4 я снизил скорость движения, чтобы пропустить пешехода, который переходил проезжую часть по пешеходному переходу. В этот момент я почувствовал удар в заднюю часть автомобиля.

В пункте 3 указывается, кто находился за рулем машины. Соответственно, это может либо ее владелец, либо лицо, вписанное в полис. В другом случае страховая компания в выплате откажет.

Пункты 4 и 5, исходя из положений ст. 11.1 ФЗ № 40, не заполняются — в них ставятся прочерки.

В пункте 6 указывается, может ли автомобиль двигаться самостоятельно.

В пункте 7 отмечаются дополнительные обстоятельства, значимые для дела. Например, если к протоколу прилагаются фото- или видеоматериалы, на это следует указать.

Фото- и видеосъемка ДТП

Водители могут вести фото- или видеосъемку ДТП с помощью любого устройства, в том числе камеры мобильного телефона. При фотографировании нужно сделать несколько фотографий:

  • Общий план с привязкой к предметам, точно указывающим место ДТП, например адрес дома. Также желательно, чтобы на фото были видны номера машин.
  • Место удара.
  • Крупный план видимых повреждений каждого автомобиля.
  • Дополнительные следы ДТП (при наличии): тормозной путь, разбитые детали транспортных средств.

Видеосъемка производится по тем же принципам. Фотографии либо носитель с видеозаписью необходимо приложить к протоколу и передать вместе с ним в страховую компанию.

Что делать с документами

Согласно п. 2 ст. 11.1 ФЗ № 40 протокол передается в страховую компанию в течение 5 дней с момента ДТП. Это можно сделать, обратившись непосредственно в офис страховщика либо направив документ по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Пострадавшая сторона помимо протокола также заполняет и передает в страховую заявление на выплату страховки (приложение № 6 к положению ЦБ РФ от 19.09.2014 № 431-П).

Участникам ДТП нужно помнить, что страховая компания вправе проверить наличие повреждений на автомобилях и их характер. Для этого страховщик в течение 15 дней может потребовать предоставить автомобили для осмотра. Соответственно, в течение 15 дней участники ДТП не имеют права осуществлять ремонт своих машин и должны быть готовы передать машины для осмотра.

Можно ли обжаловать европротокол

Европротокол с точки зрения законодательства — это сделка участников ДТП. Поэтому он может быть оспорен по общим правилам ст. 166 ГК РФ в судебном порядке, если имеются признаки оспоримой либо ничтожной сделки.

Наиболее очевидные причины для оспаривания европротокола в суде — это нарушения норм законодательства при его оформлении. Например, могут быть не соблюдены условия, когда ДТП можно оформить европротоколом: есть пострадавшие, в аварии участвовали три или более машин, есть разногласия между участниками ДТП и т. д.

Наличие грубых ошибок, например отсутствие подписей одной из сторон, заполнение всего протокола одним лицом, нечитаемость текста, многочисленные ошибки и исправления — всё это основания для оспаривания протокола в суде.

Оспорить протокол может любая сторона. Срок давности — 1 год с момента составления (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

Оформление европротокола — это возможность для участников ДТП мирно и без привлечения сотрудников ДПС разрешить возникшую конфликтную ситуацию на дороге. Ответить на вопрос о том, как заполнять европротокол при ДТП, поможет образец, представленный по ссылке в статье. Если имеются сомнения в виновности водителя, он ведет себя агрессивно, отсутствуют необходимые условия для оформления протокола, лучше вызвать сотрудников ДПС и не оформлять европротокол.

Европротокол прочно вошел в жизнь автомобилистов и стал востребованным вариантом оформления ДТП. Вопрос о том, как оформить Европротокол при ДТП, встает перед большинством водителей. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с существующими правилами и условиями, чтобы оптимально защитить свои интересы. Современный способ узаконить возникшую страховую ситуацию удобен, но имеет особые условия и ограничения.

Юридический документ, позволяющий урегулировать аварийную ситуацию без участия ГИБДД, называется Европротоколом.

Данные по происшествию заполняются на унифицированном бланке, имеющем утвержденный на федеральном уровне вид.

Участники происшествия самостоятельно заполняют стандартные бланки, не вызывая инспекторов ДПС.

Документы, обоюдно удовлетворяющие стороны аварии, становятся основанием для выплаты страхового возмещения по ОСАГО.

Важно! Водители получили возможность не препятствовать движению на трассе, съехать на обочину и спокойно решать свои проблемы, не создавая пробок.

Европейский протокол действителен во всех регионах, получить два комплекта бланков можно при оформлении страхового полиса.

Если водителю недостаточно выданных экземпляров, то страховщик обязан выдать дополнительный комплект по первому требованию клиента. Бланки выдаются бесплатно, количество их неограниченно, при составлении извещения можно воспользоваться экземпляром любого участника происшествия.

Распечатать протокол можно на сайте РСА, законом разрешено воспользоваться таким видом документа.

Грамотно заполненное извещение о ДТП позволит без споров получить страховку по ОСАГО.

Чтобы избежать сложностей и конфликтов со страховой компанией, следует точно знать, как оформить Европротокол при ДТП.

В каком случае заполняется Европротокол при ДТП?

В первую очередь водителю следует иметь представление о том, что следует делать при ДТП.

Оформить аварию по европейскому извещению не всегда возможно, потребуется одновременное выполнение следующих требований:

  • количество участников происшествия не может быть больше двух, повреждения и ущерб получили только они и никто другой;
  • водители, пассажиры или третьи лица не пострадали в аварии, не понесли физического ущерба;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО или «Зеленую карту» (страхование на зарубежной территории);
  • между водителями есть солидарность в видении происшествия, другими словами, граждане согласны с тем, кто виновен в ДТП, каков размер возмещения;
  • цена ущерба и требуемого возмещения подходит под установленные правилами лимиты.

Если видение события у каждой стороны различно или возникают претензии, то придется вызывать сотрудников ДПС.

Оформление Европротокола допустимо исключительно при обоюдном желании участников события. Если вторая сторона ведет себя неадекватно, водитель явно нетрезв, то не стоит составлять извещение о ДТП.

Внимание! Если автомобиль застрахован по КАСКО, то проверьте пункт договора о возможности применения Европротокола. В подавляющем большинстве случаев требуется присутствие на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Действие при ДТП по ОСАГО по Европротоколу

При заключении полиса ОСАГО страхователь получает стандартные бланки извещения и краткий инструктаж.

Читайте также:

Штраф за отсутствие страховки ОСАГО при управлении автомобиля в 2019 году

Что делать если попали в ДТП? В первую очередь следует успокоиться и визуально оценить размер ущерба, исключить эмоции и сосредоточиться на том, как оформить Европротокол при ДТП.

Что делать при ДТП, последовательность действий участников аварии:

  • Убедиться в том, что люди не пострадали, а повреждения получили только два транспортных средства.
  • Проверить наличие полиса ОСАГО у обеих сторон происшествия.
  • Выяснить обстоятельства и прийти к соглашению по виновнику события.
  • Оба водителя имеют право произвести панорамную съемку места аварии, расположения автомобилей, траектории движения. Чем больше будет получено фактического материала, тем меньше возникнет вопросов у страховщиков в спорных ситуациях. Оба авто должны быть сняты крупным планом с видимыми номерными знаками.
  • Большим плюсом станет наличие свидетельских показаний. Личные данные свидетелей, их письменные заявления лягут в основу истинности заявленных требований.

Порядок действий достаточно прост, но выполнение требует обоюдных и слаженных действий водителей.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП?

Чтобы правильно оформить Европротокол заполнение рекомендуется проводить шариковой ручкой, постараться избежать исправлений и сомнительных моментов.

Документ состоит из трех листов, скрепленных между собой, двух экземпляров протокола и инструкции по заполнению.

Протокол заполняется обоими водителями, причем копирка позволяет отобразить сразу два экземпляра, каждому из участников аварии.

Затем листы разделяются, и заполняется обратная сторона каждым гражданином по отдельности.

Документ содержит значительное количество пунктов, позволяющих полностью раскрыть характер события, повреждения и действия участников. Обязательно отображается признание вины одной из сторон, ставятся личные подписи под отображенными сведениями.

Важно! Страховое возмещение составляет не более 50 тыс. рублей. Если событие наступило в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, то можно указывать в протоколе сумму до 400 тыс. рублей. СК потребуют предоставления фотосъемки, указания координат происшествия по ГЛОНАСС. Место регистрации владельца и авто не учитываются, правило действует для всех.

При заполнении протокола, водители самостоятельно выбирают колонку «А» или «В», вносят своей рукой необходимые сведения. Рекомендуется внимательно отнестись к п.14, где описываются внешние повреждения авто. Возможно использовать такие термины: вмятина, царапина, разрыв, трещина или деформация. Описывать нанесенный урон необходимо кратко и содержательно, чтобы не оставалось вопросов при согласовании записи и фотоснимков.

Можно использовать образец заполнения Европротокола, который находится на сайте РСА, а также внизу статьи.

Обратите внимание на важный п.16, где указываются обстоятельства события. Обязательно отображается направление движения обоих авто, скорость и причина столкновения. В завершение ставится отметка о количестве заполненных пунктов в отведенном поле укрупненного формата.

Схема происшествия фиксируется в п.17, включая контуры проезжей части, названия улиц и других ориентиров (за городом, на трассе). Если в районе аварии есть светофоры, перекрестки, дорожные разметки или иные дополнительные ориентиры, то данные должны быть отображены обязательно.

Внимание! Иногда у водителей есть сведения, не подходящие под описания перечисленных пунктов. Данные можно занести в специальный п.15 «Замечания». При недостатке места на обороте бланка, можно продолжить записи на чистом листе. В таком случае, потребуется записать «с приложением», указать, к чему относится продолжение, поставить подписи участников.

Необходимо заранее знать, как оформить Европротокол при ДТП, иначе страховщик необходимые данные вынужден будет собирать самостоятельно. Это может не только отодвинуть получение компенсаций по полису, но и позволить СК оспорить страховой случай.